Интересные факты

Извержение вулкана Эль-Чичон в 1980-х привело к глобальному сдвигу в климате Земли

кратер Эль-Чичона

Во время исследования последствий извержения вулкана Эль-Чичон в 1982 году ученые пришли к выводу, что оно оказало большое влияние на климат Земли и привело к резкому с рывку глобального потепления.

Согласно последним исследованиям, опубликованным в журнале Global Change Biology, извержение мексиканского вулкана Эль-Чичон в 1982 году привело к внезапным изменениям климата и окружающей среды на всей планете. Вулканический пепел, заполонивший атмосферу на высоту до 30 км, попал в стратосферу и сделал несколько оборотов вокруг земного шара. Это привело резкому рывку глобального потепления с увеличением речных стоков, силы ветра и даже вымиранием некоторых видов животных.

Как полагают ученые, основные изменения произошли в период с 1984 по 1988 год. Извержение оказало влияние как на верхние слои атмосферы, так и на глубины Мирового океана. Потепление, произошедшее в 1980-х годах, стало крупнейшим изменением климата за последние 1000 лет. По словам профессора Филиппа Рида, океанографа Университета Плимута, исследование полностью противоречит существующей теории о том, что извержения вулканов могут привести лишь к охлаждению моря. На самом деле они способны вызвать быстрое глобальное потепление и оказать заметное влияние на биологические, физические и химические системы во всем мире.

Изменения климата по годам

Какие были последствия деятельности Эль-Чичона ?

1. Резкое повышение температуры во всем мире.
  2. Рост зимнего речного стока в Балтийское море на 60 %.
  3. Увеличение продолжительности пожаров в западной части Соединенных Штатов на 400 %.
  4. Увеличение продолжительности бурь и штормов.
  5. Резкое снижение популяции амфибий и рептилий в Коста-Рике.

Изменения начались в Южной Америке в 1984 году, затем в 1985-м проявились в Северной Америке, в 1986 году – в Северной Атлантике, в 1987 году – в Европе, в 1988 – в Азии. Эти даты совпадают с существенным сдвигом в раннем цветении вишневых деревьев в Вашингтоне, Швейцарии и Японии, а также с вымиранием лягушек арлекин и оранжевой жабы в Центральной и Южной Америке.

В своем исследовании ученые использовали данные 6500 метеостанций по всему миру, а также ряд климатических моделей и прочих измерений, таких как температура и соленость океана, рН рек и сроки цветения сакуры. Все эти показатели позволили выявить драматические последствия, начавшиеся примерно в то время, когда вулкан Эль-Чичон яростно разразился в северо-западной Мексике, штат Чьяпас. Взрывное извержение привело к гибели около 2000 человек и выбросу в атмосферу примерно 20 млн. тонн вулканических материалов.

Извержение Эль-Чичона в 1982 году

Как утверждает климатолог Ренат Хари из Швейцарского федерального института водных наук и технологий в Дюбендорфе, сдвиг 1980-х годов, возможно, является началом ускорения потепления, которое неизбежно отразится на существовании всего живого на планете. Кроме того, ученые пришли к выводу, что естественные и неизбежные события, такие как вулканические извержения, способны приумножить ущерб от человеческой деятельности в самые короткие сроки.